Начинай или проиграешь

Формула 1 намерена запустить гонки с 5 июля и провести первые несколько этапов с пустыми трибунами. Другие гоночные серии действуют в том же направлении. Это не прихоть миллиардеров организовать «покатушки», а реальная попытка спасти автоспорт от банкротства.

Накануне Чейз Кэри опубликовал заявление, в котором объявил, что руководство Формулы 1 намерено открыть сезон 5 июля 2020 года сдвоенной гонкой на Red Bull Ring в Австрии. И это несмотря на то, что накануне промоутеры Гран-при Франции, намеченного на неделю ранее, сообщили об отмене гонки.

«Наша уверенность в том, что нам удастся запустить сезон уже этим летом, крепнет с каждым днем, — сказал Чейз Кэри. — Мы наметили для себя старт на июль, август и начало сентября, и первый этап пройдет в Австрии 3–5 июля. В сентябре, октябре и ноябре мы проведем гонки в Евразии, Азии и Америке и закончим сезон в декабре в Бахрейне с финальной гонкой в Абу-Даби. Мы предполагаем провести всего 15–18 этапов».

Начинай или проиграешь

Из заявления Кэри понятно, что первые несколько гонок будут проведены без зрителей при закрытых трибунах, но организаторы рассчитывают, что за несколько месяцев карантин будет снят, и фанаты вновь смогут наблюдать Формулу 1 вживую. Предполагаемый календарь гонок будет опубликован позже.

При этом заявление Чейза Кэри заканчивается оговорками, что все эти планы могут измениться в связи с различными внешними обстоятельствами, так что зрителям и болельщикам пока остается только надеяться на лучшее.

Начинай или проиграешь

Чейз Кэри

Тем не менее автоспортивный мир начинает понемногу оживать, и это несмотря на то, что предсказать дату выхода из мирового карантина пока не представляется возможным. Из разных стран приходит порой противоположная информация о государственной политике касаемо изоляции в период коронавируса, и по большей части она пока не слишком оптимистична, но есть и хорошее: на различных мировых автодромах возобновляются тесты и трек-дни, например, на Нюрбургринге их знаменитые «туристические заезды» пройдут уже 30 апреля, хотя и с некоторыми ограничениями. Скандинавские страны также готовы принять желающих; трек-дни с ограничением числа участников стартовали и в России.

Сходной политики придерживаются и власти в США. На прошлой неделе губернатор Северной Каролины открыл базы команд НАСКАР (большинство гоночных коллективов сконцентрировано именно там), разрешив им начать работу с автомобилями. Более того, слухи о том, что в конце мая будут проведены одна или две гонки серии, становятся все более реальными.

Начинай или проиграешь

Делается это все не для того, чтобы потешить самолюбие боссов и гонщиков в период, когда большинство населения и бизнеса оказалось в жесточайшем кризисе, а для того, чтобы хоть как-то поддержать жизнеспособность автоспортивной сферы.

В одном из предыдущих материалов мы рассказывали о том, что спорт в целом и автоспорт в частности максимально зависим от реальных событий, спонсоров и зрителей.

Этого же мнения придерживается и Йост Капито, в прошлом руководитель подразделения Volkswagen Motorsport. В своем недавнем интервью, отвечая на вопрос Дрома о возможных решениях по выводу автоспорта из глобального кризиса, Капито ответил, что единственная возможность — это возобновление офлайн-активностей, в том числе и тестов на автодромах или даже так называемых «ghost races» — гонок без зрителей (полное интервью с Йостом Капито мы опубликуем в ближайшие дни). Без этого выжить будет чрезвычайно сложно, но даже с такими мерами выживут не все.

Начинай или проиграешь

Например, Кевин Магнуссен в своем интервью «Auto Motor und Sport» заявил, что вполне допускает вариант развития событий, когда пилотами Формулы 1 станут преимущественно те, кто способен заплатить за свое место — ведь все команды ищут способ удержаться на плаву. «Как бы мне не хотелось остаться в Формуле 1, при наихудшем варианте развития событий мне придется освободить свое кресло пилота в небольшой частной команде тому, кто готов выложить за него определенную сумму. Потому что я понимаю, что лично я просто не смогу найти требуемых денег».

Автоспорт — это точно такой же бизнес, как и любой другой, в котором задействовано большое количество людей самых разных профессий и специальностей. Невозможность платить персоналу зарплату уже привела в частных командах Формулы 1 к тому, что часть сотрудников распустили в неоплачиваемый отпуск, а некоторым существенно сократили жалование. Известно, что команда Williams была вынуждена заложить все свое имущество, включая исторические формулы, хранящиеся в музее команды, и землю, на которой расположена база, своему основному финансовому партнеру — банку HSBC, чтобы обеспечить хоть какие-то свободные ресурсы.

Начинай или проиграешь

Клэр Уильямс

Крупные концерны вроде Mercedes сумели найти иное решение по спасению от глобального кризиса, в короткие сроки разработав с помощью собственных инженеров и организовав на своих заводах производство необходимых медицинских дыхательных аппаратов.

В этом разрезе желание руководства Формулы 1 возобновить сезон как можно скорее вполне очевидно, т. к. хоть как-то поможет предотвратить крах всего чемпионата. Если коротко, то команды получают деньги от спонсоров за то, что в гонках, которые транслируют по телевидению, участвуют с их рекламой на бортах своих автомобилей. Нет гонок — нет показов – нет денег.

Одним из самых простых решений на данный момент является проведение гонок без зрителей. Именно так и запланирован Гран-при Австрии. Этот этап на Red Bull Ring финансирует сам Red Bull, и для них проведение и трансляция подобных событий является отличной рекламой.

Начинай или проиграешь

В своем интервью радиостанции О3 Хельмут Марко сказал, что они планируют проведение сразу двух этапов: 5 и 12 июля, и это «позитивная цель для нашего спорта». 19 июля эстафету примет Великобритания, которая также готова провести Гран-при без зрителей. Единственным ограничением на данный момент является проведение тестов на коронавирус, но уже 400 сотрудников команды и завода Red Bull, по словам Марко, эти тесты сдали, и практика показывает, что сделать это можно весьма быстро.

Более того, Шпильберг потенциально готов принять и некоторое количество зрителей, так что если ситуация изменится, они смогут быстро под нее перестроиться. Автодром сейчас оборудован и экипирован таким образом, что там могут свободно разместиться порядка 1000 человек в соответствии со всеми рекомендованными санитарными нормами.

Начинай или проиграешь

Хельмут Марко

Великобритания также придерживается точки зрения о необходимости старта сезона, пусть и без зрителей. Большинство компаний и людей, задействованных в Ф1, понимают, что сейчас стоит задача не просто запустить сезон. Так называемый локдаун, когда все фабрики принудительно закрывают на летний перерыв, был не только перенесен на весну, но и продлен до 49 дней. Это было сделано прежде всего для того, чтобы поставить все команды в равные условия в связи с карантином, который в разных странах протекает по-разному. Теперь же было объявлено о том, что локдаун закончится в конце мая, и команды смогут приступить к работе.

Спортсмены тоже так или иначе поддерживают решение о проведении «гонок-призраков». Кевин Магнуссен сказал, что «гонки без зрителей, которые собираются проводить в июле — довольно странная история, но в любом случае это будет лучше, чем вообще остаться без гонок». И в этом его поддерживают и другие пилоты.

Тем не менее есть промоутеры, которые не видят для себя возможности проведения этапов без зрителей, и это прежде всего те, кто помимо взносов за проведение Гран-при вынуждены нести дополнительные расходы — например, на создание временной трассы, как это делают в Баку. В компании Baku City Circuit сообщили, что не готовы проводить гонку без зрителей.

Начинай или проиграешь

Российские промоутеры этапа в Сочи также сообщили, что в данный момент нацелены провести гонку со зрителями, но, конечно, готовы проявить гибкость.

— Если ситуация в связи с коронавирусом не позволит сохранить формат офлайн, технически мы готовы и к другим вариантам, — поделился промоутер Гран-при России Формулы 1 Алексей Титов. — Однако в этом случае детали взаимодействия с Ф1 могут быть скорректированы.

Честно говоря, проведение летних этапов в то время, когда мир продолжает переживать пандемию коронавируса, сейчас все еще вызывает много вопросов, и прежде всего по процедуре: ведь многие страны на карантине, границы закрыты, а логистика для части команд из самых «неблагополучных» регионов может оказаться просто крайне затруднительной. Тем не менее понятно, что границы на данный момент закрыты преимущественно для туризма, экспресс-тесты существуют, а ограничение контактов внутри сообщества Формулы 1 и проживание персонала в определенных местах помогут справиться с предписаниями карантина.

С этими и с другими вопросами мы также обратились к Алексею Титову, в компанию «Росгонки».

Начинай или проиграешь

Алексей Титов

— Чейз Кэри объявил о том, что сезон Формулы 1 может стартовать 5 июля в Австрии — и это после того, как был отменен Гран-при Франции на Поль Рикаре, назначенный на 27 июня. Разница всего неделя. Есть ли уверенность, что 5 июля все начнется?

— Отмена Гран-при Франции связана с тем, что президент страны Эммануэль Макрон объявил в принципе об отмене массовых мероприятий до середины июля. Что касается остальных гонок, мы уверены, что все решения коллег, включая создание этого предварительного проекта календаря, продиктованы заботой о фанатах, стали результатами всестороннего анализа эпидемиологической ситуации и согласованы с руководством стран, которые собирается посетить Ф1, в данном случае Австрии. Позицию Англии мы знаем — они уже готовы, главное — без зрителей.

— Очень интересный момент, как организаторы смогут обходить различные государственные запреты — например, закрытые границы. Ходили слухи, что Италия останется на карантине до конца 2020 года. Вряд ли Ф1 начнет сезон без команд с итальянскими базами?

— Вопрос о том, как поступить с итальянскими базами, лучше адресовать напрямую Формуле 1. Опыт австралийского этапа показал, что организаторы чемпионата не готовы устраивать гонки без полного списка команд, так что уверен, что вопрос передвижения и доступа сотрудников всех коллективов проработан Формулой 1.

Начинай или проиграешь

— Как будет выстроена логистика? Как будут осуществляться перелеты сотрудников команд? Как будут организованы грузовые доставки — машин, запчастей и оборудования?

— Логистика в Формуле 1 — это довольно сложный и многоступенчатый процесс. В свете нынешних обстоятельств вполне возможны изменения как в маршрутах, так и в количестве задействованных лиц. В целом же, учитывая уникальный опыт Формулы 1 и ее подрядчиков в сфере логистики и доставки грузов, уверены, что все уже продумано и учтено. Если говорить о европейских этапах, то логистика — дорожная, а процесс прохождения границ между странами максимально упрощен либо отсутствует вовсе. Представителей команд же можно перемещать при помощи чартерных рейсов с предварительной обработкой судов и людей.

— Если гонки пройдут без зрителей — будут ли отменены взносы стран на проведение ГП? Если они уже оплачены, будут ли они перенесены на другие годы?

— У каждого промоутера — свои контрактные обязательства. Если условия проведения какого-то Гран-при будут изменены, могут быть пересмотрены и суммы взносов.

— Возможно ли, что Ф1 дотирует определенные суммы автодромам, которые согласятся провести гонку без зрителей, или придумает какие-то другие «плюшки»?

— Формула 1 обладает довольно внушительными возможностями в сфере маркетинга, digital и телетрансляций, поэтому если какие-то из промоутеров будут вынуждены отказаться от проведения гонок без присутствия зрителей на трибунах, будут найдены альтернативные инструменты взаимодействия как с аудиторией, так и с организаторами гонок. «Плюшек» у Ф1 много и их можно и нужно задействовать в текущей обстановке.

Начинай или проиграешь

P. S. Прощай, DTM! Audi покидает серию

После позитивных утренних новостей о возможном старте сезона Формулы 1 в Австрии 5 июля вечер принес новости, прямо скажем, глубоко разочаровывающие. Серия DTM распространила письмо за подписью руководителя серии Герхарда Бергера, где говорится о том, что Audi в 2021 году покидает чемпионат.

По информации от Audi, все свое внимание они собираются сосредоточить на гоночных электросериях и производстве автомобилей с нулевыми выбросами в атмосферу. Влияние пандемии они не отрицают.

«Сегодня трудный день для автоспорта в Германии и во всей Европе. Я глубоко сожалею о решении Audi покинуть DTM после сезона 2020 года. Несмотря на то, что мы уважаем позицию совета директоров, наши партнеры и команды столкнутся с рядом существенных проблем. Учитывая тяжелую ситуацию из-за пандемии COVID-19, мы надеялись на другое решение. Этот подход еще больше усугубит наше настоящее и будущее. Сейчас многое зависит от того, как наши партнеры и спонсоры отреагируют на это решение. Тем не менее я полностью рассчитываю, что Audi организует все должным образом, ответственно и в полном сотрудничестве с серией. Я сохраняю свою преданность DTM и вижу свой долг в обеспечении сотням тысяч наших поклонников захватывающего сезона. Моей целью также является создание безопасного плана сезона для других команд, спонсоров и всех, чья работа зависит от DTM».

Начинай или проиграешь

После объявления об ухода бренда Mercedes из DTM в 2017 году в серии осталось только два производителя — Audi и BMW. Серия рассматривала различные варианты объединения с японской серией Super GT и даже уже разработала технический регламент, приняв участие в нескольких шоу-гонках. В сезоне-2019 к DTM присоединился Aston Martin — и от них ожидали долгосрочного участия в серии. Однако прошлой зимой стало известно, что Лоуренс Стролл выкупил акции Aston Martin, в связи с чем те свернули свое участие в DTM и, более того, запретили даже использовать их гоночные машины.

По сути, теперь на стартовой решетке остается только шесть автомобилей BMW. Не хочется думать о плохом, но если организаторы ничего не придумают за оставшийся «недосезон», то, вероятно, в 2021 году серия уже не состоится. Похоже, DTM может стать первой жертвой коронавируса.

Начинай или проиграешь

Оставьте ответ

 

Ваш электронный адрес не будет опубликован.